Как реагировать, если ребёнок не слушается

если ребенок не слушается

Если ваш ребёнок иногда не слушается, то у вас нормальный живой ребёнок.  Я уверена, что  и каждый взрослый человек время от времени «не слушается» начальников, своих родителей  и детей, нарушает правила. Вопроса тут только два:

  1. Каковы риски для жизни и здоровья?
  2. Кого на самом деле это беспокоит?

К примеру, вы пришли после работы домой без сил и с головной болью, а тут ваш энергичный малолетний ребёнок бегает, веселится, визжит и тарахтит конструктором.  Задаём себе первый вопрос: каковы риски для жизни и здоровья ребёнка? И сами на него отвечаем: «Ну, если честно, то никаких». Правда? Если только он стукнется или ушибет коленку. Другой вопрос в том, что это мешает вам.

По большому счету, это только ваша проблема. Вы можете попросить ребёнка играть чуть тише или предложить ему альтернативу, которая устроит и вас, и ребёнка: порисовать, раскрасить картинку, поиграть в молчанку, включить мультики, в конце концов. Ругать ребёнка за его игру и требовать сидеть смирно в таком случае, по-моему, просто нечестно. Лучше пойдите на кухню и заварите себе чай с мятой или ромашкой.

Или если вы стоите в очереди (в банке, поликлинике, на почте), а ваш ребёнок громко поёт или прыгает и бегает. Опять же нет особых рисков для жизни, да и вас, вполне вероятно, это не особо беспокоит. А вот взгляды, шипение и действия посторонних дают понять, что ваш ребёнок им мешает. Что делать тогда? Если вашему ребёнку до 2 лет, то говорить ему «тише», «успокойся», «не шуми» и тому подобное абсолютно бесполезно. Вы можете его только отвлечь, заинтересовав игрой, книгой, карандашами с блокнотом, телефоном или игрушкой.

Ребёнку постарше можно уже объяснить, что он беспокоит окружающих (пугает бабушку, может разбудить спящего ребёнка или сбить с ног официанта). Мои дети обычно с большим пониманием относятся, если я прошу не шуметь, потому что они своими криками пугают малыша. Чтобы отвлечь скучающего дошкольника, можно дать ему ответственное задание. Например, посчитать людей в очереди или количество красных плиточек на полу, найти в комнате что-то зелёного или жёлтого цвета и так далее.

Совсем другое дело, когда непослушание ребёнка угрожает жизни и здоровью (его или других людей).  Здесь возможны и окрик,  и резкие действия (к примеру, применение силы при изъятии опасных предметов). Если ваш ребёнок бежит за мячиком на красный сигнал светофора, кладёт в рот батарейку или засовывает шпильку в розетку, то о каких разговорах может быть речь? Срочно забираем, спасаем, кричим. И только потом, когда угроза минует, объясняем, почему так делать нельзя. Не просто наказываем и шлёпаем, а подробно рассказываем, что не так он сделал и почему вы так испугались.

Подключаем литературные примеры. Есть очень хорошая небольшая сказка на эту тему у Константина Ушинского «Умей обождать».  О петушке, который  всегда спешил и не слушал сестру-курочку. Он то зелёных ягод наестся, и живот у него заболит, то ледяной воды напьётся и сляжет с ангиной.  А когда пошёл петушок кататься на коньках по тонкому льду, лёд проломился и петушок – провалился в воду. И всё! Только петушка и видели.

Наш сын очень долго не мог понять и поверить в то, что петушка не стало. И что он совсем утонул. Видно, что этот пример очень тронул ребёнка, поскольку при упоминании об этой истории, опасные игры сразу прекращаются.

Напоследок мне хотелось бы сказать о том, что нам скорее стоит воспитывать в детях здравый смысл и уважение к окружающим, чем послушание. Вряд ли вы хотите вырастить педантичного и исполнительного работника, которого все будут ценить только за его безотказность и послушность. «Послушный» человек, конечно, – это очень удобно. Удобно для всех, кроме него самого. Поэтому наша главная задача – научить ребёнка осознавать возможные последствия и чувствовать ответственность за свои действия и слова.