Как воспитать в ребенке оптимизм

optimism

Иногда дети очень болезненно воспринимают свои неудачи. Неудачи могут быть разного масштаба. Начиная с разрушенной башни из кубиков и заканчивая тем, что их не принимают в игру другие дети. Мой сын тоже зачастую проявляет склонность к пессимизму. Неудавшийся рисунок, неустойчивая конструкция из «лего» могут запросто вывести его из себя. Можно ли это исправить и  как научить ребенка смотреть на мир с оптимизмом? Попытаемся разобраться.

Очень в нужный момент мне попалась книга Мартина Селигмана «Ребенок-оптимист», которая убедила меня в том, что мы действительно можем повлиять на формирование взглядов на жизнь у своих детей. Все, с одной стороны очень просто и банально. Научить этому можно только своим примером. Но с другой стороны, это требует от нас контроля и работы над собой.

Первое, за чем мы должны следить, это за своей речью. Нет ли у нас привычки говорить что-то вроде: «Вот вечно ты так делаешь», «Только с Тобой (со мной) это могло случится», «Ты никогда меня не слушаешься»…? Все эти наши «вечно», «всегда» и «никогда» изначально формируют психологию «нытика». Хотим ли мы, чтобы наш ребенок перенял эту модель поведения? Нужно просто запретить себе эти слова. Например, можно сказать: «Что-то ты сейчас не в духе, давай попьем чайку  и попробуем еще раз чуть позже» или употребить шутливое: «Ой! Где же твои уши?», если ребенок очень увлечен и Тебя не слышит.

Кстати, чувство юмора и самоирония –  второе, чему стоит научить себя и своих чад. В три года уже ребенок вполне готов понимать простые шутки. Шутки в формате «чепухи» и «перевертышей» наиболее доступны для дошкольников. Как у К. Чуковского все звери боятся крошку-чудовища «Тараканища», так и проблему ребенка можно «увеличивать» и «уменьшать» в масштабах, до того момента, пока не станет просто смешно. Очень много примеров выхода из житейских детских проблем с юмором есть в литературе. Например, в рассказах Николая Носова и Виктора Драгунского.

Третье – это игра. Стоит только представить так называемую «проблему» как интересное испытание, и разрушенная башня вполне может стать началом игры в «ураган» или «землетресение». А разбитая коленка – поводом сделать «ромашку» из пластыря и нарисовать на нем смешную рожицу. Да, нужно сказать, что это требует от родителя определенных творческих усилий и фантазии. Но когда вы включитесь в эту «игру», то уверяю, что вам это понравится. И ребенок подскажет вам сам варианты решений.

Четвертое – поиск компромиссов. Бывают случаи, когда это единственное решение. Поиск варианта, который устроит все стороны конфликта – это настоящее искусство. К примеру, случаи «разборок в песочнице», когда детям необходимо показать, как можно действовать: меняться, делиться, играть вместе или по очереди. Важно научить искать выход. Предлагать варианты. Не останавливаться на первом моменте отказа.

Когда моему сыну было около 4 лет, на одной из прогулок он захотел присоединиться к ребятам, которые уже играли футбол. Он попросил у одного из мальчиков, но они не взяли его в игру по той причине, что он маленький. На глазах моего ребенка уже заблестели слезы, конечно. Тогда я предложила спросить у другого мальчика, которому собственно принадлежал мяч. И он, к нашей радости, добродушно сказал «да». Я не была уверена, что второй мальчик ответит иначе, чем первый. Но мне было важно показать модель поведения, где ты не впадаешь в уныние, а продолжаешь искать компромисс.

Пятое – увлечения. То, что делает нас счастливыми. У каждого человека и ребенка должна быть сфера деятельности и самореализации, где он чувствует себя наиболее счастливым и уверенным.  Для кого-то это спорт, для кого-то танцы, театр, рисование, радиотехника или рыбалка. Наличие такого «увлечения» делает ребенка увереннее в себе. А когда человек уверен в себе, он и на жизнь смотрит с улыбкой и оптимизмом.