Роль театра в развитии детей

Театр начинается с детства

С особым трепетом и любовью я отношусь к театру. К театру в самом широком смысле слова. Начиная с домашних спектаклей и школьных театральных кружков и заканчивая настоящим Большим, Мариинским театром или миланским “Ла Скала”.

И мне очень хотелось как можно раньше познакомить своих детей с этим видом искусства. Ведь театр  – верный помощник в развитии эмоциональной сферы ребёнка. Кроме того, герои спектаклей и персонажи пьес знакомят малышей с первыми понятиями этики и морали. А какое эстетическое удовольствие доставляет поход в настоящий театр!

Первым в жизни сына стал «пальчиковый театр». Это были небольшие домашние «постановки», где “актёрами” служили пальчиковые куклы  из дерева и фетра. Десятимесячного Тёмку приводили в бурный восторг «Курочка ряба», «Теремок» и мои импровизации с фетровыми зверушками и гномиками из «Икеи». Чуть позже у нас появились куклы «би-ба-бо» (или куклы-петрушки). Они обычно исполняли «интерактивные моноспектакли»: хлопали в ладоши, пели песни и рассказывали о других игрушках (какого они цвета, как называются, из чего сделаны и так далее).

«Театр на столе»  мы стали разыгрывать с сыном лет с двух и с полутора  лет с дочкой. С одинаковым успехом. Сначала мы устраивали «театр» из подручных материалов и обычных игрушек. А чуть позже купили несколько готовых коробок с настольными сказками. Любимейшими были  «Колобок», «Теремок» и «Маша и медведь». Я заметила, что такая игра вызывала у детей желание повторять слова героев сказки и самим исполнять ту или иную роль. Это очень положительно сказалось на развитии их речи.

«Театр тенейteatr-tenej»  появился у нас немногим позже настольного театра. Я несколько часов вырезала декорации и героев сказок «Гуси-Лебеди» и «Заюшкина избушка». И одним уютным  зимним вечером устроила детям спектакль-сюрприз. Первые минуты оба восхищенно слушали сказку и смотрели на дв
ижущиеся тени героев. Потом  младшая дочка (тогда ей было 2 года) заскучала и отправилась заниматься чем-то другим. А сын с удовольствием дослушал до конца.

«Театр теней» мы повторили всего несколько раз, и он не стал таким востребованным, как «настольный» или «пальчиковый». Хотя первоначально и вызвал большой интерес. Сейчас мы только иногда изображаем тени животных руками. И для этого не нужно тратить время на вырезание.

Когда ребята стали чуть постарше, и оба начали говорить, у нас «на ура» пошли постановки и инсценировки с участием «живых актёров». Знаменитые «Репку», «Теремок», «Идём ловить медведя» Майкла Розена мы разыгрывали вчетвером. Иногда дочь даже пыталась подключать к этому делу нашу домашнюю кошку.

Посещение интерактивного театра. В Санкт-Петербурге нашими первыми детскими театрами были «Сказкин дом» и «Крошка Арт». Они дают представления для малышей от 1 года. С Тёмкой мы ходили на «Глупого мышонка» в «Крошку Арт», когда ему было 1,5 года. И он полчаса зачарованно смотрел игру актёров-кукольников, хлопал и улыбался.  В конце skazkin-domспектакля дети могли пообщаться с героями сказки, потрогать их, погладить, поздороваться.

В «Сказкин дом» мы привели сына в два года на интерактивный спектакль «Три поросёнка». И я пожалела, что не раньше. Настолько здорово все дети включаются в игру и с удовольствием путешествуют по сказке с ведущим. Танцуют, поют, помогают персонажам.

А сейчас «театр» даже приходит к нашим детям в детский сад.

Посещение классического театра у нас пока как-то  откладывалось. Но в ближайшее время мы это исправим. Выбор театров для детей старше 3 лет огромный. Особенно в Санкт-Петербурге и Москве. Первым планируем поход в Театр марионеток им. Е.С.Деммени.

Театр начинается с детства. С той минуты, когда мама или папа просто читают сказку, используя интонации голоса: низкий рев медведя, заискивающий голосок лисы, дрожащий полушепот зайчика… Позже ребёнок сам начинает придумывать сказки, разыгрывая их со своими игрушками. Или наряжается принцессой или супергероем.

Исполнение разных ролей позволяет детям проиграть, прочувствовать, прожить различные эмоции. Через такую игру они пробуют на вкус «радости» и «печали». Они  учатся «спасать», «защищать», “заботиться” «хитрить» и «спорить» (вести дискуссию). Иногда малыши «проигрывают» эпизоды и ситуации  из своей жизни, и учатся при этом анализировать поступки и слова.

Театр – это не только зрелище и развлечение. Это также  прекрасная возможность научить ребёнка выражать свои эмоции и «читать» эмоции окружающих. Он учит детей общаться, чувствовать, говорить и думать!

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь. К. С. Станиславский.