Игры и упражнения на развитие творческого потенциала у детей

творческие игры с ребёнком

Современного человека окружает такое невероятное количество готовых образов из мультфильмов, кино, рекламы, книжных иллюстраций и так далее. И если попросить ребёнка или взрослого представить себе, например, котёнка по имени Гав, Карлсона или Буратино, скорее всего в памяти всплывут популярные картинки из мультика, книги или кино. Очень сложно представить свой собственный портрет известных персонажей, не похожий на те образы, которые выдумали до нас.

Многие художники и писатели максимально изолируют себя от внешнего мира, запираясь в студиях и мастерских на месяцы и годы, а музыканты не слушают чужую музыку, когда создают свои произведения, чтобы абстрагироваться от уже созданных образов.

Я не являюсь поклонницей Вальдорфских школ, но мне показалось очень хорошей идеей отсутствие иллюстраций в учебниках по литературе. Есть только пустые белые прямоугольники, где ученик волен изобразить героев произведения и обрисовать ситуации именно так, как он себе представил. То есть дети сами являются соавторами своих учебников.

Мне кажется, что для формирования гармоничной личности просто необходимо развивать у детей любовь к созиданию, учить их мыслить шире, не бояться фантазировать и не ограничиваться шаблонами и клише.

Стимулировать развитие творческих способностей у детей вполне реально, даже если вам кажется, что вы сами совсем не творческий человек. Вот, к примеру, несколько игр на развитие воображения, которые будут полезны и детям и их родителям.


Рисуем выдуманного персонажа фантастической истории.

Я придумала и рассказала своим детям вот такую невероятную сказку про монстрика по имени Типик.

Маленький Типик проснулся ночью, позавтракал пластилиновым пирогом с пуговицами, почистил зубы кисточкой, умылся пылью и отправился на прогулку. Когда он вышел из дома, было ещё очень темно, и он не заметил, как … ой, ой, ой!!!… Провалился в яму.

Типик потёр рукой ушибленное плечико, достал фонарик из кармана своего платья и огляделся вокруг. Яма была очень глубокая, но в ней оказался шкаф, кровать, стул и стол. «Всё не так уж и плохо», – подумал маленький монстрик и посмотрел всеми глазами на стол. На столе чего только не было: и карандаши, и краски, и ваза с конфетами и орешками, и три пары новых сапожек.

Типик еле-еле взобрался на стул, затем вскарабкался на стол и с удовольствием перекусил карандашами. Он примерял сапожки, но все были ему великоваты.

«Интересно, кто здесь живёт», – подумал он. И тут раздался страшный грохот: «Бум! Бум! Бом!».  Типик ужасно испугался. И в яму вошла огромная, но очень красивая девочка. «Привет!» – сказала она тоненьким голосочком, –  «Ты кто?»|
– Я Типик, ночной монстрик.  А ты кто?
– Я Буля, я тут играю и рисую!
– В этой яме?! – удивился Типик.
– Да это же не яма, а моя комната! – засмеялась девочка.

Оказалось, что Типик всё это время жил на чердаке, над комнатой Були. Девочка и маленький монстрик очень весело поиграли, порисовали красками (карандаши-то Типик слопал), потанцевали. А потом Буля подарила Типику новые кукольные сапожки, которые пришлись ему как раз в пору.

С тех пор Типик с Булей и подружились.

В этом фантастическом рассказе я намеренно не описывала подробно главного героя. Практически никаких характеристик, кроме размера. Чтобы ребёнок смог изобразить персонажа каким угодно.

Я дала сыну 4 лет задание – нарисовать Типика или картинку о нём. Тёма сначала растерялся и спросил: «А как его нарисовать? Какой формы Типик?».

«А каким ты сам его представляешь, таким и рисуй»,  – ответила я. И тут ребёнок начал творить… Оказалось, что Типик умеет менять форму и цвет, у него могут отрастать крылья (чтобы не больно было в яму падать). Конечно, не обошлось без шаблонного человеческого лица в виде двух точек-глаз и улыбки-дуги. Но очень здорово, что ребёнок начинает придумывать что-то совершенно необычное: квадратный синий монстр с заячьими ушами или крылья на голове…

Типик tipik-2tipik-3

Не обязательно сочинять свою историю, можно рассказать ребёнку любую сказку или рассказ, которые он просто ещё не знает. Очень интересно, какими различными могут быть одни и те же персонажи в воображении разных людей.


Делаем забавных существ (или необычные предметы) из подручных материалов. Для конструирования таких персонажей (или предметов) важно максимальное разнообразие доступных материалов. Это может быть всё, что угодно: пластилин, бумага, картон, веточки, шишки, овощи, семена, крупы, веревочки, спички, вата, бусинки…. Всё, что придет вам или детям в голову!  Удобно для материалов использовать различные коробочки с отделениями и ячейками.  Дайте волю детской фантазии. А потом можно вместе придумать имя этому существу (или транспорту, или что это вообще получится?), рассказать о его характере, способностях или возможностях, или функциях.


АртбезумиеРисуем музыку. Это уже известный и эффективный способ развития слуха, чувств, эмоций и творческих способностей. Материалы и инструменты также могут быть различными: краски, карандаши, мелки, пастель, фломастеры… Пусть ребенок сам выбирает.  Можно включить  классическое произведение или любимую детскую мелодию (лучше без слов, они отвлекают). Если ребёнку сложно включиться в игру, попробуйте обсудить, какого цвета эта музыка, грустная она или весёлая, на что похожа, красками или карандашами её лучше нарисовать. Старайтесь не навязывать образ, который возникает у вас. Творите рядом!


Меняем сюжет известных сказок, смешиваем и преувеличиваем. Это очень весёлая забава – создание абсурдных историй. Например, что если репку не получается вытащить даже с помощью мышки? Что тогда? Может нужно привязать её к трактору и нажать на газ? Или позвать мальчика-с-пальчика? А может позвонить Змею Горынычу или Халку? А если старик поймает не золотую рыбку, а Водяного, например, который попросит старика о помощи. Вы удивитесь, насколько неожиданными будут советы ваших детей и куда зайдут эти сумасбродные сюжеты. Эту игру очень точно показали в мультсериале «Машины сказки».


Создаём свою книгу. В книге Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя» очень глубоко раскрыта идея создания книги ребёнком (совместно с родителем, конечно). Тут происходит важный этап осознания того, что книга – это не просто предмет, который ты пошёл и купил в магазине. Книга – это результат творчества, фантазии и труда. Это авторство!

Для создания своей книги (для начала это может быть всего 4-6 страничек) понадобится не так много усилий. Но важно сделать это максимально качественно и эстетично. Вы можете использовать вырезанные из журналов картинки, можете нарисовать иллюстрации сами или даже сделать с ребёнком историю о нём самом с использованием фотографий. А текст, если ребёнок ещё дошкольник, вы можете написать совместно. Такая книга сможет украсить ваш семейный архив и домашнюю библиотеку.


И таких игр можно придумать целое множество. Это и задания типа «дорисуй картинку», и друдлы, и рифмоплётство и многое другое. Главное, понять суть идеи. Ведь что отличает творческого человека? Это способность увидеть то, чего не видят другие. Почувствовать, услышать, посмотреть  на обычный предмет под другим углом, свежим взглядом! Именно эти навыки уже являются самыми востребованными  в современном обществе, а не знания в чистом виде, которые доступны сейчас, как никогда. Стоит только иметь доступ в Интернет. Чем более развито воображение ребёнка, чем шире и смелее мышление, тем больше у него шансов на успех.

друдлы

Тема очень широкая, спорная и интересная. Если есть мысли, вопросы или идеи на эту тему, я буду рада обсудить это в комментариях. Пишите!