Самые нужные книги для родителей
Хочу поделиться информацией о самых интересных и нужных на мой субъективный взгляд книгах для родителей (и не только для родителей).
- Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
- Марина Озерова «О детском рисовании»
- Мартин Селигман «Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера»
- Евгений Комаровский: «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»
- Людмила Петрановская «Если с ребёнком трудно»
- Валентина Еремеева, Тамара Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам».
Книгу «Общаться с ребенком. Как?» я прочитала впервые ещё на последнем курсе университета, когда о детях ещё даже мыслей не было. Просто из любопытства. И надо сказать, что мне очень она пригодилась уже тогда. Мне стало легче говорить о своих чувствах с моими родителями и даже с молодым человеком. Именно Юлия Гиппенрейтер показала мне, как это можно делать. Так что эту книгу я смело могу рекомендовать всем.
Юлия Гиппенрейтер – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Занимается экспериментальной психологией (психология восприятия, внимания, психофизиология движений), семейной терапией, НЛП.
В её книге «Общаться с ребенком. Как?» рассмотрена масса историй из жизни разных семей, приведены примеры выхода из сложных ситуаций с помощью правильных слов. Изложение автора очень доступное и понятное. Она умеет писать простым языком о сложных вещах. Эта одна из немногих книг о детской психологии, которая была у меня в бумажном виде, но благополучно была утеряна в процессе чтения знакомыми и друзьями.
Я придаю очень большое значение развитию творческих возможностей ребёнка, и рисунку в частности. Поэтому книгу Марины Озеровой «О детском рисовании» я просто не могла пропустить. И очень счастлива, что прочитала её.
В книге рассказывается о различных этапах развития детского рисунка. Начиная с каракулей в 11-12 месяцев, затем забавных «головоногов» в 2-3 года и до подробного и реалистичного изображения в подростковом возрасте.
Кроме того, в книге масса советов и идей для взрослых, желающих развивать и поддерживать творческий потенциал ребёнка, не навязывая ему изобразительных шаблонов.
К примеру, домик не обязательно рисовать, как квадрат с крышей-треугольником, а ёлочку как треугольники на палочке. Изобразительные возможности практически безграничны. Ведь дом, к примеру, может быть очень разным. Изба, землянка, многоэтажка, иглу, чум, юрта и даже нора, дупло или берлога. А ёлочка может быть и с иголочками, и с треугольниками, и конусом, и ступеньками, и зигзагами и вообще какая угодно…
В книге даётся ответ на вопрос «нужно ли учить ребёнка рисовать?», раскрывается влияние рисования на развитие ребёнка, на формирование его речи, зрительного восприятия и памяти. Хочу отметить очень приятное оформление книги Студией Артемия Лебедева. Горячо рекомендую читать!
Книга Мартина Селигмана “Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера” заставила меня поверить в то, что в моих силах научить ребёнка не впадать в уныние и смотреть на жизнь с оптимизмом.
Вопросами оптимизма и депрессий он занимался более 30 лет.
И в этой книге автор отвечает на вопросы:
– что такое оптимизм;
– как формируется позитивное и негативное восприятие жизни;
– зачем нужно воспитывать в детях оптимистичное мировоззрение;
– как изменить отношение ребенка к трудностям и препятствиям.
Для меня эта книга действительно стала чем-то вроде «прививки от депрессии».
В своей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» врач-педиатр Евгений Комаровский (а кто ещё о нём не слышал?) очень популярно и грамотно излагает то, что важно знать каждому родителю об уходе за детьми, о кормлении, о прикорме, о болезнях, прививках, о вирусах и бактериях.
Для меня как для человека, далёкого от медицины, книга оказалась очень полезной и уберегла от многих ошибок. Комаровский даёт дельные советы о том, как молодым родителям аргументировать свою позицию бабушкам и дедушкам. Объясняет, почему не нужно здорового ребенка «допаивать водичкой» и в 3 месяца давать яичный желток, что использование одноразовых подгузников не повлияет на способность их любимых внуков и внучек иметь детей и т.д.
А вот оформление обложки и иллюстрации, к сожалению, не сильная сторона издания, также как и у следующей в описании книги. Тем не менее, ценности содержания это не умаляет.
Книга Людмилы Петрановской «Если с ребёнком трудно» очень пригодится, если у вас случаются трудности в отношениях с ребёнком. Если он не слушается, устраивает истерики, дерзит. Книга написана с такой теплотой и любовью к детям, что когда я читала её, мне всё время хотелось обнять своих малышей.
Книга о «теории привязанности», о безусловной родительской любви. Скорее всего, вам покажется, что вы всегда обо всём этом знали, но просто забыли. Автор напоминает, что логичнее бороться не с ребёнком, а с проблемами, которые портят ваши взаимоотношения. Мы по одну сторону баррикады с нашими детьми, и им гораздо легче преодолеть свой гнев, обиду, боль, если мы на их стороне.
Эту книгу я читала, когда мы проходили с сыном так называемый «кризис трёх лет». Я читала, и мне становилось легче просто от того, что там написано. И проблемы казались уже не такими уж и критичными. Я поняла, что кое с чем могу и примириться во имя сохранения добрых отношений с ребёнком.
Валентина Еремеева, Тамара Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам». Эта книга, которую почти невозможно уже найти в печатном виде, но она есть в Интернете в свободном доступе.
Книга совсем небольшая, немногим больше 100 страниц, но прочитать её от души советую не только родителям, но и всем любознательным взрослым. Это кладезь ценной и очень интересной информации.
Книга написана нейропсихологами и нейропедагогами, что делает её уникальной. Авторы связывают психологию, восприятие и способности к обучению ребёнка с особенностями структуры его мозга.
Когда я читала эту книгу, всё время останавливалась, чтобы поделиться очередным любопытным фактом или мыслями с мужем. Удивлялась, восторгалась, соглашалась.
Меня поразило, что даже новорожденные мальчики и девочки отличаются не только по внешним признакам. У них изначально по-разному работает мозг на уровне импульсов! Авторы объясняют, почему мальчики и девочки так по-разному воспринимают мир, мыслят и действуют.
Меня позабавило, что даже похвала для мальчиков и девочек звучит по-разному. Например, мальчику приятно услышать: «молодец!», а для девочки это слово звучит как-то суховато. Девочкам приятнее услышать слово «умница» в свой адрес. Я читала это об этом, и с улыбкой кивала головой.
Интересно, как авторы объясняют, почему девочки в школе зачастую учатся лучше мальчиков. Просто наша система среднего образования больше подходит для типа мышления, которое скорее свойственно девочкам, чем мальчикам.
Авторы доказывают, что разные виды учебных заведений и методики обучения не универсальны и эффективны для детей с определенными типами мышления.
У А. Эйнштейна есть блестящее высказывание: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». Так же и с детьми. Если всех оценивать по одной шкале, игнорируя индивидуальность, если учить всех с помощью универсальных методик, то мы на корню можем загубить то прекрасное, что заложено в детях.