Как вести себя, если дошкольник начал употреблять в речи «плохие» слова. Личный опыт.
Все молодые родители периодически сталкиваются с некоторыми воспитательными и педагогическими сложностями. И даже если ты все 4 с лишним года своего «осознанного родительства» читаешь книги о воспитании, даже не десятками, а килограммами, советуешься со старшими и мудрейшими специалистами, пытаешься полученные знания применять на практике, иногда даже вполне успешно… Все-таки наступает момент, когда ты просто «немеешь от шока» и в голове нет ничего, кроме дежурного: «Нельзя так делать»…
Так на днях случилось и со мной. Я забрала старшего сына из садика (ему 4 года и 7 месяцев) и поднялась в группу за младшей. Пока я одевала дочку, слышу за спиной «Да бл*ть!» голосом моего сына. Сказать, что я была в шоке? [Оговорюсь, что дома у нас вообще не принято сквернословить]. Конечно, я предполагала, что такое может быть, но в ту секунду я испытала необъяснимую смесь чувств (шок, стыд, непонимание и возмущение в одном флаконе). Я только и сумела пролепетать что-то вроде «Нельзя так говорить. Это плохое слово». На это мое замечание ребенок только больше оживился…
Но меня все-таки беспокоил этот вопрос. Какие же возможны были пути решения? Вот некоторые из них:
– Игнорирование проблемы. Иногда этот способ является достаточно действенным. И однажды-дважды повторив новое «необычное» слово, не несущее для него никакой смысловой нагрузки, ребенок о нем вскоре забывает. Особенно это касается детей младшего и среднего дошкольного возраста.
– Наказание за «плохие» слова. Для этого нужно определить перечень «плохих» слов и соответствующее наказание (лишение мультиков, сладкого или другой гуманный способ наказания).
– Поощрение за неиспользование такой лексики. Скорее всего это только будет заострять внимание и напоминать ребенку о существовании ненормативной лексики. Так что такой метод вряд ли тут подойдет.
– Объясненительно-воспитательная беседа. В нашем случае сработала именно объяснительно-воспитательная беседа, при чем с элементами рисунка. Когда мы уже вернулись из садика домой, я немного остыла от «потрясния» и наметила для себя план действий.
Я взяла чистый лист бумаги и карандаш. Разделила лист на две части (старый, как мир, способ). С одной стороны нарисовала улыбающуюся мордочку, а с другой – сердитую. С «хорошей» стороны рисую позитивные для ребенка образы: конфеты, воздушные шарики и пр. Тут подключается ребенок, рисуя телефон, торт, супергероев, планшет и т.д.
А с другой стороны нарисовали монстра, слезы, кляксу и даже плохую музыку.
Я говорю: «Видишь, Тёмочка, в нашем мире нас может окружать и хорошее, и плохое: поступки, слова, люди, музыка. И то, что ты выберешь, зависит только от Тебя. Но от этого выбора зависит, лучше Ты станешь или хуже». Объяснила, что «новое» для него слово – «плохое».
Спустя некоторое время, Тёмка вернувшись из садика с гордостью сказал, что он хороший, и больше не говорил «плохих» слов и даже сказал своим друзьям Максу и Ильюше, что «плохие» слова и нас делают хуже.
В нашем случае это сработало. Вдруг наш опыт кому-то пригодится. Давайте чаще говорить со своими детьми!